Появление на казахстанском рынке второго участника в сфере кредитной информации обещает усилить конкуренцию, но только при условии равных возможностей для всех игроков. Такое мнение было высказано представителями Первого кредитного бюро (ПКБ).
Согласно данным, предоставленным государственным регулятором на этой неделе, с 1 октября 2015 года Государственное кредитное бюро (ГКБ), являющееся некоммерческим дочерним предприятием Национального банка, приступило к своей операционной деятельности.
Первое кредитное бюро приветствует появление нового участника на рынке и отмечает, что это лишь способ повысить качество предоставляемых услуг. Представители бюро указывают, что финансовый рынок осознает значимость передачи информации в несколько кредитных бюро, поскольку это может значительно повлиять на объем статистических данных и дополнительные услуги, которые предоставляются профессиональным участникам рынка.
Задача кредитного бюро заключается не только в сборе и хранении кредитной истории, но и в минимизации финансовых мошенничеств.
Роль дочерней организации Национального банка на рынке может претерпеть изменения. Первое кредитное бюро сообщает, что в настоящее время регулятор рассматривает поправки к законодательству о кредитных бюро. Отмечается, что эти поправки могут укрепить позиции нового участника.
Вот какие изменения могут быть внесены:
- ГКБ может быть наделено контрольно-надзорными функциями, включая определение дополнительных обязательств для участников системы формирования кредитной истории, а также мониторинг исполнения требований со стороны уполномоченного органа и ГКБ.
- Требование согласия субъекта кредитной истории на обмен информацией с ГКБ будет исключено. Однако частные кредитные бюро по-прежнему будут обязаны получать такое согласие.
- Частные кредитные бюро будут обязаны регулярно передавать ГКБ всю имеющуюся информацию без получения какой-либо информации от государственного кредитного бюро.
- Предоставление ГКБ исключительного права на сбор информации о страховой деятельности и доступ к государственным базам данных также планируется.
Представители Первого кредитного бюро выражают обеспокоенность тем, что эти изменения противоречат основным принципам государственной экономической политики. Они указывают на явную политику приватизации всех возможных государственных организаций, основанную на последних посылках и призывах президента Казахстана, а также внесенных поправках в законодательство о конкуренции. Такая политика направлена на предотвращение создания государственных или государственно-контролируемых организаций на рынке, где уже функционируют частные предприятия (принцип Yellow pages), подчеркивают в Первом кредитном бюро.
Они также отмечают, что равные условия для всех кредитных бюро несомненно будут способствовать развитию рынка, однако предоставление различных преференций отдельным игрокам может стать источником проблем и неудобств.
Участники рынка считают, что задача кредитного бюро состоит не только в сборе и хранении кредитной истории, но и в минимизации финансовых мошенничеств.
Кроме того, представители кредитного бюро подчеркивают, что их деятельность не ограничивается предоставлением простых кредитных отчетов. Они также предлагают участникам финансового рынка дополнительные услуги, такие как аппликационный и поведенческий скоринг, скоринг мошенничества и склонности к кредитованию, collection-скоринг, антифрод-продукты в виде кредитных заявок, мониторинг клиентов, а также интеграцию с различными базами данных для обеспечения участников финансового рынка дополнительными официальными источниками информации.
В заключение, Первое кредитное бюро подчеркивает свою готовность приветствовать конкуренцию на рынке кредитной информации при условии равных возможностей для всех игроков. Они призывают к соблюдению основных принципов государственной экономической политики и преследованию цели минимизации финансовых рисков и мошенничества в интересах всеобщего благополучия.