
Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами-участниками ЕАЭС подвела итоги всесторонней деятельности за 2024 год, направленной на укрепление евразийских транспортных маршрутов в стратегических направлениях Восток – Запад и Север – Юг.
В подготовленном аналитическом документе отражены ключевые аспекты по расширению транзитного потенциала стран союза, а также меры по укреплению конкурентоспособности транспортных маршрутов, проходящих по территории ЕАЭС.
Существенным шагом стало обновление перечня приоритетных интеграционных проектов в транспортной сфере. В 2024 году он пополнился двумя новыми инициативами, предложенными Казахстаном и Кыргызстаном. В итоге в список вошло 11 крупных проектов, имеющих высокую значимость для формирования полноценной евразийской логистической сети.
Также утвержден комплексный план действий, охватывающий широкий спектр мероприятий от развития транспортной инфраструктуры до внедрения цифровых решений. В числе приоритетов – переход на электронный документооборот в транспортной отрасли, проработка инициатив по устранению узких мест в логистике, усиление взаимодействия интеллектуальных систем управления транспортом внутри ЕАЭС.
Для обеспечения бесперебойного движения транспорта по территории стран союза в ноябре 2024 года подписано соглашение, регламентирующее параметры массы, осевой нагрузки и габаритов транспортных средств, следующих по автодорогам, включенным в евразийские транспортные коридоры. Эти меры направлены на упрощение пересечения границ и повышение общей эффективности транспортных операций.
Еще одной значимой инициативой стал запуск пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR. Ожидается, что этот шаг сократит время на оформление документов и снизит затраты на логистику и контрольные процедуры, тем самым ускоряя оборот грузов.
Железнодорожные перевозки в прошедшем году сохранили статус основного способа доставки товаров в ЕАЭС. Особенно впечатляющих результатов добился Казахстан, где объем грузоперевозок по железной дороге увеличился на 5 процентов. Также стабильный рост наблюдался в автомобильном сегменте, в первую очередь в Казахстане и Кыргызстане.
На национальном уровне велась активная работа по развитию транспортной инфраструктуры. Казахстан запустил строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты и продолжает реализацию новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз длиной 272 километра. Благодаря этому коридор между Казахстаном и Китаем сможет увеличивать пропускную способность почти вдвое – с 28 до 48 миллионов тонн в год.
В рамках маршрута Север – Юг реализуется проект по строительству железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал протяженностью 152 километра. Новая ветка обеспечит перераспределение грузопотоков с направления Сарыагаш – Ташкент, тем самым снизив нагрузку на станцию Сарыагаш и повысив экспортные возможности в направлении Узбекистана.
Все эти достижения и планы зафиксированы в специальном докладе, подготовленном к рассмотрению главами правительств стран ЕАЭС во второй половине 2025 года.